Что дает ребенку природа

Пластичность нервной системы младенца делает его открытым для внешнего мира, для овладения способами и формами

человеческой деятельности вообще и человеческой речи в частности.

Скачать:

Вложение Размер
chto_dayot_mladencu_priroda.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ДАЕТ МЛАДЕНЦУ ПРИРОДА?

Для ответа на этот вопрос следовало бы провести такой эксперимент, в котором дети с первых дней жизни росли бы в условиях изоляции от взрослых: не слышали бы человеческой речи, не вступали бы в общение с другими людьми. Если бы в таких условиях дети заговорили бы примерно в те же сроки, речевую способность можно было бы считать действительно врожденной, заложенной в человеке самой природой. Понятно, что ни один родитель не позволит провести с ребенком такой рискованный эксперимент. Однако в истории человечества подобные эксперименты ставились неоднократно. Так, например, один император решил точно установить, на каком языке заговорят дети сами по себе, если им не навязывать никакой речи извне, – на латыни, греческом или немецком. Для этого он отобрал несколько здоровых младенцев. Велел кормить по-королевски, содержать в абсолютной чистоте, выполнять все их желания, но… не играть и не разговаривать с ними. Однако эксперимент не удался, потому что никто из детей не дожил и до двух лет, и не произнес ни одного слова. Таким образом, для того чтобы заговорить, недостаточно родиться человеком. Вместе с тем речь развивается только у человека, и никакое животное ею не овладевает. Важной врожденной предпосылкой развития речи является особая избирательность новорожденного младенца к звуковой слышимой речи. Еще в период внутриутробного развития создаются благоприятные условия для ее формирования. Дело в том, что околоплодные воды хорошо проводят звук, и первыми близкими и родными становятся звуки материнского голоса. Вот почему ожидающей ребенка женщине так важно быть спокойной и радостной и в разговоре тоже. Слуховой опыт еще неродившегося младенца можно расширить звуками музыки, пением, собственной игрой на музыкальных инструментах. Внутриутробное развитие может не только способствовать будущей речи, но и, напротив, в дальнейшем служить причиной ее задержки. Так, например, в небольшом японском городке частыми стали случаи появления на свет глухих детей. Причем число их из года в год возрастало. Оказалось, что причиной явилось близкое расположение построенного недавно аэродрома, день и ночь жители слышали непрекращающийся гул и рокот самолетов. В результате еще не родившиеся дети оглохли, тем самым, оградив себя от неприятных и травмирующих звуков. Но среди всех звуков голос матери вызывает сосредоточение и специфическую активность сразу двух анализаторов – зрительного и слухового. И в дальнейшем ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем остальным звукам. Вместе с тем наличие избирательного отношения к звукам человеческой речи само по себе не может быть решающим условием развития активной речи. Оно может исчезнуть за 2-3 месяца, если после рождения ребенок не слышит человеческой речи, т.к. эта способность не является природно-заданной, а формируется под влиянием окружающих условий. Пластичность нервной системы ребенка, отсутствие каких-либо врожденных форм поведения служат основой быстрого и легкого вхождения ребенка в любую культуру, усвоения любых знаний , навыков и умений. Именно пластичность нервной системы маленького человека делает его открытым для внешнего мира, для овладения способами и формами человеческой деятельности вообще и человеческой речи в частности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника без участия взрослых героев, расчитан на детей подготовительного к школе возраста и их родителей.

Сценарий расчитан на детей подготовительного к школе возраста и их родителей.

Читайте также:  Приготовление попкорна в домашних условиях на сковороде

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительного возраста в образовательной области "Здоровье" программа "Детство".С использованием ИКТ и ТРИЗ технологии.Детей знакомим с .

Консультация для родителей.

В этом празднике участвовали дети, их мамы и бабушки. Дети рисовали портреты своих мам, которые были показаны на экране в виде презентации,высказывания детей о маме звучали в аудмозаписи, мамы у.

воспитателям материал для работы с родителями.

В этом занятии, с самого начала ,прослеживается великое, божественное предназначение матери. Дети инсценируют, читают стихи, посвященные маме,поют песни и выполняют имитацию.

Для ответа на этот вопрос следовало бы провести такой эксперимент, в котором дети с первых дней жизни росли бы в условиях изоляции от взрослых: не слышали бы речи, не видели бы других людей, не пользовались бы обычными для нас предметами. Если бы в таких условиях дети развивались примерно так же, психические способности ребенка можно было бы считать врожденными, заложенными самой природой. Понятно, что ни один ученый и ни один родитель не позволит провести с человеческим ребенком такой рискованный эксперимент. Однако в истории человечества подобные ситуации возникали неоднократно. К ним относятся прежде всего истории детей, выросших вне человеческого общества, которые были найдены в логове животных и «воспитаны» ими. Их называют «дети-Маугли» — по аналогии со знаменитой сказкой Р. Киплинга.

Так, например, в начале XX в. индийский ученый Р. Синх увидел, как волчица выводит на прогулку своих волчат, среди которых оказались ". две девочки; одна примерно восьми, другая полутора лет. Р. Синх увез девочек с собой и попытался их воспитывать. Оказалось, что эти дети были лишены всех без исключения человеческих форм поведения. Они передвигались на четырех конечностях, ели сырое мясо, вели ночной образ жизни, выли по ночам, пытались скрыться или огрызались при виде людей. Словом, они значительно больше были похожи на волчат, чем на детей. Младшая из них — Амала — умерла через год, не выдержав новых для нее, человеческих условий жизни. Старшая — Камала — прожила до 17 лет. За девять лет ее удалось с большим трудом обучить прямохождению и некоторым гигиеническим навыкам. Но совершенно невозможным для нее оказалось полноценное психическое развитие. Она так и не смогла думать, чувствовать и говорить по-человечески, а осталась существом с типично волчьими повадками.

А что, если ребенку не навязывать никаких условий жизни и никакого воспитания? Сможет ли он тогда развиваться по-человечески? Ответ на этот вопрос дают наблюдения за детьми, выросшими в условиях госпитализма. Явление госпитализма характеризуется изоляцией детей от взрослых и долгим пребыванием ребенка раннего возраста в одиночестве.

Во время войны бывали случаи, когда дети были разлучены со своими матерями и воспитывались в специальных детских приютах. Так, немецкий психолог Р.Шпиц описал детей одного приюта, которые в возрасте трех месяцев были разлучены со своими матерями. Уход, питание, гигиенические условия в этом учреждении были типичными для всех хорошо поставленных заведений такого рода. Однако у всех детей произошла резкая задержка не только психического, но и физического развития. В течение двух лет погибло около половины детей. Оставшиеся в 3—4 года были не способны к самостоятельному передвижению каким-либо способом, не умели сидеть без поддержки, не могли есть ложкой и одеваться, не реагировали на окружающих.

Итак, дети, оставшиеся в первые месяцы жизни вообще без внимания взрослых, несмотря на нормальное питание и физический уход, либо просто не выживают, либо перестают развиваться и потому деградируют. Это бесспорно свидетельствует о том, что наличие человеческого мозга далеко не главное условие психического развития, т. е. недостаточно родиться человеком, чтобы стать им. Ребенок впитывает в себя то, что дается условиями жизни, воспитанием. И если эти условия звериные — волчьи, собачьи, обезьяньи, ребенок вырастает зверем соответствующего вида. Если же ребенок остается один на один с внешним миром, без «воспитывающей» среды, он просто не выживает. Психика не возникает без человеческих условий жизни. Она не заложена в мозге или в организме ребенка.

Читайте также:  Высота 89 4 серия видео

И в то же время никакое животное ни при каких условиях не может стать человеком. В науке неоднократно делались попытки развить у животных человеческие качества.

Так, например, советский зоопсихолог Н. Н. Ладыгина-Котс воспитывала в своей семье маленького шимпанзе от полутора до четырех лет. Обезьянку учили пользоваться вещами, играть с игрушками, разговаривать и относились к нему вполне по-человечески. Но результаты оказались весьма скромными. Шимпанзе с трудом научился некоторым человеческим навыкам (держать карандаш или веник, стучать молотком и т. д.). Но совершенно недоступным для него оказался смысл человеческих действий: водя карандашом по бумаге, он не мог нарисовать что-нибудь осмысленное; «подметая» пол, он только перекладывал мусор из одного места в другое и пр. У него отсутствовала какая-либо тенденция к усвоению слов, даже при настойчивой специальной тренировке. Эти данные говорят о том, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие качества психики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Почему ребенку важно общаться с природой?

Природа ― важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег), с которыми дети так любят играть. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ проанализировала, как общение с природой влияет на наших детей

Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны. Те же, кто живет в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Как же всё-таки родителям организовать детское общение с окружающим миром?

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Читайте также:  Праздник масленицы в 2018 году

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешит по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

В-четвертых, много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

В-пятых, предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев сначала с одного дерева, потом с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый или с самым длинным черенком. Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.

Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?

У детей до 6 лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. Детям от 6 до 12 лет природа помогает находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает их наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут увидеть и понять природные явления, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.

Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши. Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector