Что можно выпить перед экзаменом

Сессия — это постоянное недосыпание, стресс, переживания и усталость. Конечно, при такой нагрузке ухудшаются работоспособность, концентрация и память. Обычно студенты просто стараются «пережить» этот период. Однако в последнее время у американских и европейских студентов все большие обороты набирает тенденция бороться с вышеперечисленными проблемами с помощью особых препаратов. Мы говорим о ноотропах — психотропных средствах, которые принимают больные с синдромом дефицита внимания и нарушениями памяти. Как выяснилось, на здоровых людей они тоже действуют: улучшают концентрацию и память, а также повышают работоспособность. Как выяснилось, наши студенты не боятся фармакологии. Речь именно о студентах: мы опросили 250 человек, но ни одна из студенток так и не призналась в приеме ноотропов. Судя по всему, студентки относятся к искусственным способам улучшить свои результаты на экзамене с опаской, и предпочитают традиционные методы борьбы с усталостью. «Учёба.ру» изучила, что употребляют студенты во время сессии, и составила список самых популярных препаратов. Мы не призываем употреблять их (во всяком случае, без соблюдения всех медицинских предостережений), но приводим комментарии тех, кто провел над собой эксперимент и использовал препараты для лучших достижений в учёбе.

Перед приемом препарата посоветуйтесь с врачом.

Немедленно прекратите прием любого препарата, если вы почувствовали недомогание.

Редакция не призывает и не рекомендует применять какие-либо препараты, а также не несет ответственности за результаты этого применения.

Глицин

Аминокислота, которая оказывает антидепрессивное и успокоительное действие. Глицин уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность и конфликтность, улучшает социальную адаптацию и настроение, облегчает засыпание и нормализует сон и, главное, — повышает умственную работоспособность. Глицин прописывают при стрессовых состояниях, снижении умственной работоспособности, различных функциональных и органических заболеваниях нервной системы, сопровождающихся повышенной возбудимостью и эмоциональной нестабильностью, снижением умственной работоспособности и нарушением сна, а также при неврозах. Глицин можно получить в ходе гидролиза белков или путем химического синтеза.

Раф Нерсесян

РГМУ им. Пирогова

Я принимаю только глицин. Он стимулирует процессы памяти. Кроме того, благодаря ему я лучше реагирую на стрессовые ситуации ( сессии, госы, диплом). Тем не менее, ничего особенного глицин не дает. Эффект практически не заметен. Мое личное мнение — он обладает эффектом плацебо.

Тимур Шайтжанов

РГМУ им. Пирогова

Я принимал только глицин. От него не было никаких ощущений, скорее, я его использовал в качестве плацебо. Может быть, он и оказывает воздействие, достоверно сказать не могу, но экзамены и сессию я замечательно сдавал как с глицином, так и без него, и различий не заметил.

Арам Тарзян

РГМУ им. Пирогова

Мне не доводилось принимать ничего сильнее глицина. Когда я принимал этот препарат, улучшалась концентрация, восприятие материала и общий тонус ЦНС. Это было редко, только перед экзаменами, точно уже не помню. Побочных эффектов не было.

Кирилл Мукаев

Я один раз пил глицин на первом курсе. Его нужно было пить курсом, но мы выпили целую горсть за 16 часов до экзамена. Он перестал действовать только после экзамена. Как итог — спать не хотелось совсем. Думаю,сыграла роль еще и большая порция адреналина. Тогда мы были необразованными провизорами, теперь-то я знаю, как, когда и в каких количествах употреблять этот препарат.

Максим Алехин

Я употреблял глицин, это было еще в школе перед экзаменами. Он никак на меня не действовал, скорее, это было действие на уровне самовнушения. Глицин как аминокислота не может снимать стресс, но то же самовнушение убеждает людей,что он помогает, главное — это верить и успокаиваться.

Алексей Якушев

Я употреблял только глицин. Выраженного эффекта не ощущается, но нормализуется сон — становится глубоким, просыпаешься отдохнувшим и быстрее запоминаешь материал. Дозу не превышал, поэтому минусов или побочных эффектов назвать не могу.

Фенотропил

Был разработан в качестве психостимулятора нового поколения, способного повышать психическую и физическую работоспособность космонавтов на различных этапах космических полетов. По некоторым данным, оказывает выраженное воздействие на память, активирует интегративную деятельность головного мозга, улучшает концентрацию внимания и умственную деятельность, облегчает процессы обучения, ускоряет передачу информации между полушариями головного мозга, регулирует процессы активации и торможения центральной нервной системы, якобы улучшает настроение.

Георгий Столяров

РГМУ им. Пирогова

Я принимал фенотропил. Плюсы от приема этого препарата — повышение общего тонуса, улучшение памяти, усидчивости, подготовка к сессии ускорилась в несколько раз. Единственный минус — повысилась раздражительность. Кроме того, меня начала мучить бессонница. Я принимал по одной таблетке в течение 30 дней, сейчас больше не принимаю — прошел курс, а «садиться» на препарат не хочу.

Александр Власов

РГМУ им. Пирогова

Первый приём фенотропила подтвердил возможные побочные эффекты — ощущение тела: замедление дыхания, сильное расслабление, тепло в теле, и каждый электронный импульс от клеток как внешнего, так и внутреннего эпителия чувствуется более точно, мозг несколько рассеянно относится к тому, что происходит вне его, и больше информации получает изнутри, но это в ноотропных препаратах длится не более трех суток при курсовом приёме. Даже повышение дозы приёма препарата не даёт тот первый эффект. Также я испытал ощущения как при приёме тетрогидроканабиолов (вещества,содержащиеся в конопле), но после прочтения информации об остальных препаратах той же фармакологической группы я понял, что ноотропил лучше. Дальнейший курсовой приём вызывал слегка агрессивное и непринуждённое отношение ко всему происходившему вокруг, радовало повышение АД(артериального давления) — это очень сильно помогало с утра собраться и действовать по намеченному пути. Курс был закончен неделю назад, через неделю планирую повторить, но уже ноотропил. На уровне студенческого финансового положения не радует цена, одна таблетка стоит 27 рублей.

Алексей Мельников

МГМУ им. И. М. Сеченова(бывш. ММА им. Сеченова)

Я принимал фенотропил во время подготовки к экзаменам, двухнедельный курс. В результате у меня была повышенная концентрация и, как следствие, повышение активности и улучшение памяти. Я принимал по одной таблетке утром и вечером, побочных эффектов не было. Конечно, повышенная концентрация до позднего вечера не может не сказаться на успеваемости.

Читайте также:  Торты с космосом фото

Булат Залялов

МГМУ им. И.М.Сеченова(бывш. ММА им. Сеченова)

Я употреблял ноотропы, и не только для улучшения учебы. Эффект, который они на меня оказывали — прояснение сознания за счет лучшего кровоснабжения, лучшего захвата глюкозы и кислорода тканью мозга. Ничего сверхъестественного, внутренняя энергия при этом не затрагивается. Из всех препаратов, что я пробовал, самый эффективный — это фенотропил. Кроме него я еще пробовал ноотропил , но его мне назначил врач. Он менее эффективен: эффект наступает медленнее, то есть он для систематического употребления. Фенотропил быстрее дает эффект, что и нужно студенту.

Виталий Шегай

Я только один раз попробовал фенотропил. Эффект — болела голова, результаты лучше не стали, была сонливость. Положительных эффектов я не наблюдал. Советую не употреблять.

Пирацетам

Первый в истории (с 1972 года) и основной представитель группы ноотропных препаратов. Кстати, в большинстве стран мира, включая США и страны Западной Европы, пирацетам и другие ноотропы не зарегистрированы в качестве лекарственных препаратов, так как их эффективность не была доказана в контролируемых исследованиях. При этом в России и некоторых других странах пирацетам широко применяется в клинической практике для лечения множества неврологических, психиатрических и других заболеваний. Он якобы оказывает положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга, защитное действие при повреждениях головного мозга, якобы улучшает интегративную деятельность мозга. При этом не оказывает успокоительного и психостимулирующего действия.

Дмитрий Кудряшов

МГМУ им. И.М.Сеченова

Как-то раз купил упаковку пирацетама, и, честно говоря, никаких ощущений. Принимал по инструкции, никакого значимого эффекта не было. Максимум, субъективный. Приходилось много учить, объёмы большие, но информация воспринималась в таких же количествах, как и без препарата. Принимал его около двух недель.

Михаил Застрожин

Пирацетам дает слабопсихостимулирующий эффект, усиление когнитивных функций по шкале от 1 до 10 примерно — 3. Фенотропил дал обратный эффект — усталость, хотелось спать, несмотря на наличие в его составе модуляторов. Кроме того, я употреблял кофеин, в том числе, в составе энергетических напитков. Эффект зависит от дозы кофеина и примесей в энергетике (таурин, гуарана и другие). От всех ноотропов эффект слабый или обратный. Ноотропы не созданы для того, чтобы повышать когнитивные функции здорового мозга: их применяют после инсультов и других, грубо говоря, поражениях головного мозга.

Винпотропил

Этот ноотропный препарат якобы оказывает положительное воздействие на обменные процессы в клетках мозга, якобы улучшает интегративную деятельность головного мозга и способствует укреплению памяти. Не обладает успокоительным и психостимулирующим влиянием. Применяется при заболеваниях центральной нервной системы, сопровождающихся снижением интеллектуальных функций и функций памяти.

Дмитрий Зюзин

МГУ им. М.В.Ломоносова

Я употреблял ноотропы, но это было более по медицинским показаниям, нежели чем для стимуляции. Я принимал винпотропил, а далее пил пирацетам. Из эффектов могу отметить, пожалуй, лучшую концентрацию внимания. Помимо внимания, больше ничего не отметил, хотя слышал, что из-за фенотропила люди могли спать меньше и учить больше. Пирацетам я пил уже меньше, а эффект был такой же, как и от винпотропила, если не слабее. Кстати, винпотропил мне прописали врачи, а пирацетам я начал принимать сам.

Карнитон

Ноотропы — не единственное, что используют наши студенты. Карнитон — не лекарственное средство, а биологически активная добавка к пище. Он применяется при недостатке сна, анемии, депрессии, переутомлении. Карнитон активирует внутреннюю энергию, и благодаря этому борется с усталостью. Это происходит с помощью L-карнитина, который содержится в большинстве клеток организма и участвует в процессе производства энергии. Кстати, этот препарат также применяют при синдроме хронической усталости.

Игорь Словита

Пока я учился, принимал только карнитон. Учиться в меде — значит очень много учиться! В результате самочувствие было лучше, так как карнитон стимулировал метаболизм и весь организм работал быстрее. Плохо было только когда прекращал его принимать, организм тяжело переносил возвращение к обычному ритму. Принимал его 10 дней с большими перерывами. Когда совсем тяжело становилось, начинал заново. Побочных эффектов от него не было.

Специально для «Летидора» статью подготовил наш постоянный эксперт Сергей Анатольевич Горин, психиатр, психотерапевт, автор одиннадцати монографий по манипуляции сознанием, рекламе, гипнозу и НЛП, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза. По мнению коллег, Горин — живой классик русского нейролингвистического программирования.

Сергей Анатольевич Горин

Неважно, как выпускник будет приводить в порядок нервы перед испытаниями. Важно, чтобы он делал это без лекарств.

Миф первый: ноотропы и «таблетки для ума» сделают меня умнее

Студенты и абитуриенты рекомендуют друг другу какие-то фантастические препараты, которые якобы делают память просто безразмерной, а процесс сдачи экзамена — наилегчайшим. Но рекомендации — это полбеды, а беда в том, что суеверные студенты начинают эти лекарства есть горстями.

Разъясняем. Так называемые ноотропные (они же метаболические) средства в природе и аптеках действительно существуют. Они и вправду улучшают функционирование головного мозга, поскольку улучшают обмен веществ в нервных клетках. Но есть два больших «но»!

Во-первых, эффективнее всего ноотропы проявляют себя не на здоровом мозге, а на больном.

Но если больной после тяжелых травм мозга, энцефалитов, менингитов, токсических поражений нервной системы начнет принимать ноотропные лекарства, он не будет похож на человека, неспособного посчитать пальцы на руке и запомнить, что он только что съел на завтрак. С ним можно будет вполне творчески общаться, если, конечно, до болезни или травмы он был к этому способен.

Во-вторых, эффект ноотропов проявляется через сравнительно долгое время регулярного приема — хотя бы через месяц (обычно их назначают курсами по три-четыре месяца).

Поэтому решив принимать ноотропы за три дня до экзамена, вы точно опоздали. Не тратьте деньги и пожалейте свой организм!

Миф второй: транквилизаторы и стимуляторы помогут нам быть спокойными/активными на экзамене

«Я слишком волнуюсь!», «Ой, какая вялость!» — все это строго индивидуальные опасения.

Кто-то более всего боится своего волнения на экзамене: «Я так волнуюсь, что не смогу ничего вспомнить! Но моя бабушка принимает успокоительное от нервов, я тоже его попробую!»

Кто-то считает, что перед экзаменом надо взбодриться, насколько это вообще возможно: «Ой, я хожу как сонная муха, надо выпить очень-очень-очень много крепкого кофе».

Что происходит, когда на стрессовую ситуацию экзамена накладывается действие лекарств?

Читайте также:  Как заморозить рыбу в домашних условиях

Все становится неважным на фоне глубокого спокойствия: «Ну не сдам — подумаешь, мир не рухнет!»

Прием стимуляторов делает вас более активным, но и более суетливым. Стимуляторы хороши для физической работы — носилки потаскать, марафон пробежать.

• искажения чувства времени.

Вы выпили крепкого кофе, вам хорошо и весело — ой, уже час прошел, а вы и не заметили! К ответу вы не готовы, но это безумно смешно, надо пошутить перед экзаменатором! Правда, он почему-то не засмеялся…

Выпейте обычную чашечку кофе или чая, если вы привыкли к ним по утрам — будете привычно бодрым.

В общем, не экспериментируйте, это неудачное поле для опытов.

Миф третий: экзаменатор обязан рассмотреть мои знания

Теперь давайте разберемся в том, как на самом деле проходит экзамен.

«Навозну кучу разрывая, петух нашел жемчужное зерно». Сам того не подозревая, дедушка Крылов иносказательно описал стратегию работы экзаменатора, перед которым стоит примерно та же задача: увидеть блеск знаний в серой массе экзаменуемых им лентяев и недорослей.

Чтобы найти жемчужное зерно в навозной куче, существует два основных подхода:

можно тщательно и бережно разгребать навоз в ожидании внезапного блеска в руке;

можно отбрасывать навоз, пока вдруг само не блеснет что-то стоящее, и отбрасывать все, что не является жемчугом.

Как думаете, к чему более склонен экзаменатор, перед которым до вас уже прошла сотня лиц?

Здесь нет однозначного ответа, причем от настроения экзаменатора зависит не так уж много. Гораздо больше влияет на склонность экзаменатора общий контекст: это экзамен выпускной или приемный?

Если выпускной, вам повезло — строгий судья ваших знаний нацелен на поиск блеска. Он тоже человек, он тоже понимает, что если на учебу было принято сто человек, то надо выпустить с аттестатом/дипломом сто одного — иначе кто-то скажет, что весь педагогический коллектив плохо работал!

Константин Анохин,
доктор медицинских наук, профессор,
РАН и РАМН, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН;

Марьяна Безруких,
доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования.

«Виагра для мозга»

Нет школьника или студента, который не мечтал бы о волшебных таблетках, которые помогут выучить все за последнюю ночь. Да и многие родители не видят ничего плохого в том, чтобы во время экзаменов давать ребенку препараты, улучшающие работу мозга. Такие средства делятся на три группы.

Стимуляторы (производные амфетаминов и некоторые другие). По результатам крупного международного опроса, 20% студентов хотя бы раз использовали их во время подготовки к экзаменам. Они далеко не безобидны: могут вызвать осложнения, судороги, галлюцинации. В России стимуляторы запрещены.

Ноотропы — препараты для улучшения умственной деятельности. Изначально они разрабатывались для лечения болезни Альцгеймера, нарушений мозгового кровообращения, синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Однако все больше людей рассматривают их в первую очередь как «виагру для мозга».

Сегодня ведется активный поиск препаратов, которые могли быть направленно стимулировать память.

Определенные успехи есть: в последние годы российские ученые предложили три новых вещества, обладающих мягким когнитивным эффектом. Но… «Одна из основных проблем ноотропов в том, что механизм их действия на мозг до конца еще не понятен, — говорит Константин Анохин. — Сегодня всерьез обсуждается риск развития психической зависимости от них. Мозг может начать требовать вещество, при котором чувствовал себя на подъеме. Особенно опасно это для детей и подростков».

В любом случае ноотропы — не одноразовая «скорая помощь» накануне экзамена. Эффект накапливается не сразу, и принимать препарат нужно не от случая к случаю, а курсом (во время которого, кстати, возможны неприятные побочные эффекты — раздражительность, перепады настроения…). Курс же подбирается врачом индивидуально, в зависимости от цели. А такой цели, как «выучить все за одни сутки, весь семестр отдыхая в свое удовольствие» в медицине (пока) не существует.

Ночь перед экзаменов

Вечером накануне экзамена физиологи советуют отдыхать. Конечно, не гулять до утра на дискотеке — но расслабиться, встретиться с друзьями, а главное, как следует выспаться. Это очень важно: именно во время сна происходит закрепление информации в памяти и перевод ее из кратковременного в долговременное хранение. Активированные за день нервные окончания ночью перестраиваются, растут и укрепляются, а с ними укрепляется и память. Вот почему бессонные ночи перед экзаменами бесполезны, а то и вредны. Планируя мозговой штурм, знайте: помимо времени на освоение информации вам потребуется ночь на ее «созревание».

БАДы. Кофеин, растительные препараты, регуляторы обмена веществ, аминокислоты… Большинство таких пищевых добавок достаточно безвредны, но и малоэффективны. Самые популярные — гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня. Эффект первого точно не доказан; остальные три, по данным исследований, оказывают ноотропное и когнитивное действие, однако специалисты настроены скептически. «С БАДами надо быть еще осторожнее, чем с медицинскими препаратами, — говорит Марьяна Безруких. — Они не проходят клиническую экспертизу, и мы не знаем, какой эффект они могут дать».

Диета вундеркиндов

Статьи под заголовками «Диета для ума» можно найти даже в женских журналах. И действительно, работа мозга во многом зависит от того, что мы едим.

Жиры. Мозг на 60% состоит из них, поэтому им нужно уделять особое внимание. Никаких строгих диет! Особенно важны жирные кислоты (ALA, EPA и DHA). Их много в рыбе, особенно в лососевых, семенах льна, креветках, киви, орехах. Суточная доза жирных кислот — от 300 до 1000 мг.

Другой важный компонент — белки. Из творога, сыра, мяса, рыбы, яиц мы получаем триптофан и тирозин — важнейшие аминокислоты, необходимые мозгу. Без них наша способность запоминать приблизится к нулю. Кроме того, гарантированы нарушения нормальной работы мозга, перепады настроения, быстрая утомляемость.

Важный показатель — количество антиоксидантов в пище. Напряженная умственная деятельность требует высокого метаболизма в клетках мозга, а в результате образуются свободные радикалы. Рекомендуется ежедневно набирать как минимум 3000–6000 единиц антиоксидантной активности (ORAC — Oxygen Radical Absorbance Capacity). Сделать это нетрудно: всего 80–100 г свежей черники, ежевики, малины, клубники или 50 г клюквы или черной смородины.

Витамины группы В влияют на передачу нервных импульсов. Их особенно много в натуральных мясных и молочных продуктах, есть и множество витаминных комплексов и БАДов с ними.

Для работы мозга важны два фосфолипида — лецитин и холин. Их много в яйцах и печенке; холин есть также в бобовых, капусте, шпинате, сое. Как советует Медицинский институт Национальной академии наук США, холина следует употреблять не меньше 425–550 мг/день.

Читайте также:  Печенье мадлен от гордона рамзи рецепт

Повторять!

У нашей памяти есть свойство: созданные ассоциации самопроизвольно разрушаются примерно через 40–60 минут, если их не закрепить повторением. Точно доказано: чтобы запомнить как следует, нужно повторять с достаточно большими интервалами. Вот алгоритм, который позволит задержать в голове максимум знаний.

Если надо запомнить текст:

  • первый раз мысленно повторите новую информацию сразу после запоминания;
  • второй раз — через 15–20 минут;
  • третий — через 6–8 часов (обязательно в тот же день);
  • четвертый — на следующий день.

Если надо запомнить точную информацию (например, формулы):

  • второе повторение — через 40–60 минут;
  • третье — через 3–4 часа (в день запоминания);
  • четвертое — в течение следующего дня.

Пожалуй, самый важный нутриент для умственной деятельности — глюкоза, то есть сахар. У мозга практически нет запасов энергии; глюкоза — главное его «топливо», и он потребляет ее со скоростью 100 мг в минуту, или 6 г в час.

Школьники, которые не завтракают, хуже учатся: недостаток сахара в крови снижает умственную активность.

Вывод из этого перечня довольно парадоксальный. «Никакой специальной еды для мозга или диеты вундеркиндов не существует, — утверждает Марьяна Безруких. — Просто питание должно быть здоровым, рациональным и сбалансированным всегда, а не только во время экзаменов. Родители должны следить, чтобы ребенок получал достаточно витаминов и минеральных веществ, ел зеленые салаты, фрукты, пил натуральные соки. И, конечно, не переходил во время сессии на перекусы из бутербродов: в этот период совершенно ни к чему дополнительный стресс от нерационального питания».

Как выстроить график подготовки

Выше головы прыгнуть невозможно: свои ограничения есть и у нашей памяти, и у организма в целом. И их обязательно надо учесть в режиме подготовки.

Серьезная умственная нагрузка для подростка и взрослого возможна в течение 40–45 минут. После этого необходим перерыв. Конечно, не для того, чтобы закрыть книгу и включить компьютер. Перерыв — время смены деятельности, физических упражнений, релаксации. Полезно сделать упражнения для глаз. Можно прилечь, расслабиться, свободно подышать, поставить спокойную любимую музыку…

Не обязательно обеспечивать абсолютную тишину во время занятий. «Некоторым детям и взрослым тихо бубнящий радиоприемник или негромкая музыка даже помогают сосредоточиться, — замечает Марьяна Безруких. — Ведь именно так, при фоновом шуме, мы привыкаем работать в школе. Поэтому совет родителям: не запрещайте ребенку заниматься под радио, телевизор, музыку, если ему так легче. Лишь бы звук был не очень громкий и не очень ритмичный».

После 3–4 циклов интенсивной работы по 45 минут обязательно нужно сделать перерыв подольше. Пообедать и… как минимум погулять! «Сэкономить на прогулке — значит, украсть это время у самого себя, — говорит Марьяна Безруких. — Без нее вся дальнейшая учеба неэффективна».

Вернувшись, можно снова сесть заниматься — еще один 3–3, блок с перерывами. После которого физиологи настоятельно рекомендуют… закончить. Теперь можно поужинать, снова погулять часок, а дальше — отдыхать. Конечно, желания не всегда совпадают с возможностями, и часто бывает нужен третий блок занятий. Но в любом случае закончить надо не позже полуночи. «После этого времени заниматься бесполезно, в голове ничего не останется», — утверждает Марьяна Безруких.

Запоминание информации, как любую работу, надо планировать. Если есть три дня и 120 вопросов к экзамену, то распределить подготовку надо равномерно. При этом учесть правило: второй день будет успешнее первого (ведь сначала надо «вработаться»), но последний день уже не так хорош, как второй (ближе к концу аврала неизбежен спад). Зная это, распределяем материал, не забывая оставить в последний день время на повторение.

Как лучше запоминать

«Бессмысленно просто сидеть и читать учебник, — говорит Марьяна Безруких. — Нужно выделять главные мысли. Именно поэтому полезно делать шпаргалки: таким образом ученик составляет краткий конспект — выделяет для себя основные пункты».

Что любит наша память

Информация легче запоминается, если:
1) она интересна, спорна или неожиданна;
2) эмоционально окрашена;
3) наложена на уже имеющиеся знания;
4) подается в контексте (например, изучать зоологию проще и быстрее в музее зоологии, звезды — в планетарии, а не по учебнику);
5) запоминание происходит в процессе физического действия (при ходьбе или даже просто стоя запоминается лучше).Чтобы запомнить, обязательно надо повторить изученное хотя бы раз. Причем перечитывать не весь материал, а выписки, конспекты — то есть результат своей осмысленной проработки.

Поможет и мнемотехника — набор приемов для запоминания информации с помощью ассоциаций и дробления на простые блоки. Например, запомнить номер телефона или код 19179111204495 довольно сложно. Но если разбить его на несколько групп — 1917-, будет уже легче. А если еще и привязать к каждой группе смысловую ассоциацию — например, 1917 — год Октябрьской революции, 911 — телефон службы спасения, 1204 — день и месяц первого полета в космос, 495 — код Москвы — то информация запомнится быстро и надолго.
«Эффективность запоминания увеличивается, если мы используем разные способы ее восприятия: читаем, рассказываем, слушаем в изложении других, рифмуем и напеваем на знакомый мотив, рисуем схему или пиктограмму… — говорит преподаватель мнемотехники Никита Петров. — Чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше».

Но, конечно, все эти методы действуют не в последнюю ночь перед экзаменом, а если взяться за подготовку всерьез и заранее. «Если вы или ваш ребенок хоть раз попробуете готовиться к экзамену, рационально распланировав время, качественно отдыхая, правильно питаясь, то сразу увидите преимущества. И никакие стимуляторы вам не понадобятся», — уверяет Марьяна Безруких. «Натуральные методы стимуляции — тренировка памяти, регулярные умственные нагрузки — дают не такой быстрый и заметный эффект, как медицинские препараты, но зато не наносят вреда», — соглашается Константин Анохин.

Выводы

1. Быстрые способы улучшить работу мозга и стимулировать память небезопасны для здоровья и не всегда надежны. Медленные не вредят здоровью, но и не работают, как скорая помощь: начинать нужно заранее.
2. Если в процессе подготовки не соблюдать режим работы и отдыха, никакие чудодейственные препараты не помогут. Ночь перед экзаменом — время для сна, а не для последних попыток хоть выучить.
3. Чтобы не тратить время и силы на бессмысленную зубрежку, нужно учиться работать с информацией: выделять основную мысль, использовать методы рационального запоминания.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector